be en ru
Маршрут восьмой: поездка к иканским менгирам, часть вторая
14 июня 2022
Общество, ТУРИЗМ И ОТДЫХ

Маршрут восьмой: поездка к иканским менгирам, часть вторая

Выходим на связь с душами предков

На другой от иканских валунов «Быков» стороне трассы Зембин-Бегомль находится еще одно необычное место. Несмотря на то, что его окружает ореол мрачности, побывать здесь будет интересно всем пытливым путешественникам, которые увлекаются историей наших предков-кривичей. Это самый настоящий древний некрополь, один из старейших в Беларуси.

Здесь вы не увидите привычной для современных кладбищ ограды — сон умерших охраняют от посторонних глаз высокие деревья и разросшиеся кусты; нет тут и каменных надгробий. Зато есть высокие курганы — много и разных по высоте и длине.

В Борисовском районе таких групп курганных захоронений насчитывается не менее 23. Самые крупные — в деревне Погодица, недалеко от Гливина и Малого Стахово.

Жил богато — хоронили богато

В начале бронзового века на территорию современной Беларуси пришли племена, которые вследствие недостатка бронзы орудия труда делали в основном из камня и затем украшали оттисками шнура. Отсюда пошло название того времени: культура боевых топоров либо шнуровой керамики.

Племена, которые расселились на огромной территории от Индии до Европы, историки нарекли индоевропейцами. Обычным занятием этих людей была… война. Каждый мужчина был воином, а народ представлял собой войско.

Индоевропейцы строили наземные жилища. И они первыми стали возводить погребальные курганы. Умерших хоронили с личными вещами, напутственной пищей и утварью, которая могла понадобиться в загробном мире. Воина облачали в снаряжение со щитом, мечом, копьями, луком и стрелами, а женщин — в лучшую одежду с украшениями. Рядом в могилу могли поставить даже повозку. И чем знатнее был умерший, тем больше было положено вещей и тем выше насыпался курган.

Обычаи делать курганные насыпи оказались весьма стойкими: прямоугольные холмики на современных кладбищах — их отголоски. И традиции бросать при захоронении в могилу по горсти земли тоже не одна тысяча лет.

Совсем «индийский» обычай

Расцвет культуры курганных могильников произошел приблизительно с X по XI века нашей эры. А до того у древних кривичей был также распространен обряд сожжения тел умерших и захоронения пепла в глиняных сосудах — урнах.

Вместе с телами людей сжигали и трупы животных: с мужчинами — кабана, косули (охотничьи трофеи), с женщинами — домашних козы или теленка. Делали решетки из бревен, складывали их одну на другую в высоту на метр, связывали прутьями. Тело усопшего человека или жертвенного животного укладывали на самый верх, и вся эта конструкция поджигалась.

История славянского ритуала кремации умерших прослеживается начиная с позднего этапа бронзового века на протяжении более полутора тысяч лет. На территории Беларуси курганные захоронения с кремацией проводились даже в XV веке, то есть и через 500 лет после принятия христианства обычай был сохранен. Дольше всего эта традиция продержалась в северо-западных областях. В Иканском некрополе сохранилось до нашего времени несколько длинных курганов. Они являются наглядной иллюстрацией того, что рядом с одним усопшим хоронили других людей, скорее всего, родственников, которые умирали позже. Тела (или прах, оставшийся после сожжения тел, — точных данных мне найти не удалось) размещали друг за другом, цепочкой.

Странные находки

Сколько всего курганов в иканском лесу, сказать сложно. Несколько лет назад вместе с краеведом Владимиром Кищенко мы насчитали их с два десятка, разных по высоте и длине. И интересных историй, связанных с белорусскими курганами, я тоже услышала немало.

Мой попутчик в историю мира мертвых рассказал, что самое богатое захоронение на территории Беларуси было найдено в Логойском районе. При прахе женщины (судя по всему, богатой) обнаружили византийские и арабские украшения и немного монет. Причем эти монеты служили хозяйке не для расчетов, а для украшения нарядов — играли роль подвесок.

В ходе раскопок археологам иногда попадаются необычные захоронения. Так, например, они нашли тело погребенного мужчины, лежавшего в соответствии с христианскими обычаями с востока на запад со скрещенными на груди руками. А прямо над ним находился… скелет другого мужчины с выкрученными руками и ногами. Ученые пришли к выводу, что в данном случае был проведен обряд, распространенный в Запорожской Сечи, когда убийцу заживо хоронили вместе с убитым им человеком.

А некоторые находки вообще уникальны. Когда археологи вскрыли одну из земляных насыпей на Витебщине, в ее центре увидели отесанный каменный куб со стороной примерно в 60 см, а сбоку — стену из камней, сложенных в несколько ярусов. С одной стороны от куба лежали крошечные бусинки, перстенечки, миниатюрное пряслице, указывающие на то, что когда-то тут располагались останки ребенка, которые время растворило в земле. С противоположной же стороны — только отделенная от тела голова женщины, поставленная вертикально. У основания головы, в том месте, где должна была быть шея, лежали прекрасно сохранившиеся украшения: шейная грива и височные кольца. Ученые и сейчас гадают: что такое могло произойти тысячи лет назад, чтобы ребенка и, по всей видимости, его мать похоронили в таком виде? Аналогов такого погребения нет ни в Беларуси, ни в мире.

Встречались археологам и весьма загадочные артефакты. Например, при возведении линии электропередачи ковш экскаватора поднял на поверхность целую горсть мелких косточек с нанесенными на них рисунками. Рабочие не поленились — собрали все, что обнаружили, и отдали ученым. Те долго собирали этот своеобразный пазл и в итоге составили маленький череп… горного козла. До сих пор неизвестно, набалдашником или навершием к какому предмету она служила. Но самое непонятное: какое отношение к нашей территории имело это животное?

Жертва, принесенная шаманом

Как и всё, что связано с таинством смерти, курганные могильники, расположенные возле деревни Иканы, породили свои легенды. По одной из них, когда-то давным-давно у охотничьего народа случилась беда: из леса ушел зверь, а из водоемов рыба. И тогда шаман объявил своим соплеменникам, что это произошло из-за того, что они нарушили связь с предками. Чтобы исправить положение, шаман выпил особую колдовскую горькую настойку, лег на землю и велел сородичам насыпать поверх него высокий курган. После чего жизнь племени наладилась.

Фото Дмитрия Ивченко

Чертовы копатели

Но больше всего с курганами связано легенд о сокровищах, которые якобы были зарыты в них в прошлом. Такие произведения устного народного творчества нередко становились триггером для кладоискателей: услышал, за лопату и — в лес, в том числе и в иканский.

Правда, как рассказывал Владимир Кищенко, их ждало разочарование. Потому что на территории Борисовщины в «эпоху курганов» жили простые крестьяне, охотники, рыболовы, мелкие ремесленники, и потому их могилы были столь же простыми. Так что в путь в загробный мир мужчинам клали пряжку от ремня, топор да иногда наконечник от копья. Женщинам — примитивные бронзовые, стеклянные, железные украшения, часто оплавленные в кремационном костре: перстни, браслеты, височные кольца. Таким образом, никаких сокровищ копатели не находили, а очень ценные с исторической точки зрения курганы разрушались. Так и хочется сказать: люди недобрые, оставьте курганы археологам, а историю — потомкам!

***

И напоследок: если вы услышите от кого-нибудь, что в Иканском некрополе покоятся останки французов, шведов и людей иных национальностей, воевавших в 1812 году под знаменами французского императора Наполеона Бонапарта, можете смело эту версию отрицать — учеными доказано, что это неправда. Здесь место захоронения древних кривичей.

P.S. Если уж вы забрались со мной в столь дальний уголок Борисовщины, то хочу отвести вас еще к одной достопримечательности. Она тут неподалеку. И очень внушительных размеров…

(Продолжение следует)

Светлана ЧЕКАЛОВА, фото Павла ПАШКЕВИЧА, иллюстрации с сайтов http://www.fotobel.by и https://pixabay.com

Короткая ссылка на новость: https://www.edinstvo.by/~80dwB

Архив сайта

Перейти