be en ru
Воспроизвести войну или организовать бал: как попасть на военно-историческую реконструкцию в Борисове
24 октября 2020
Общество

Воспроизвести войну или организовать бал: как попасть на военно-историческую реконструкцию в Борисове

Что такое военно-историческая реконструкция? Дорого ли обходится такое хобби? Где научиться танцевать полонез, вальс или контрданс? Как, в конце концов, попасть на бал или военное сражение? Об этом рассказали члены местного историко-культурного общественного объединения «Историческое собрание» Анастасия Буцкевич, Дмитрий Голубев и Павел Пастушков.

От идеи к действиям

Многие девушки мечтают облачиться в красивое вечернее платье в пол и попасть на настоящий бал, мужчины не против примерить военный мундир определенной эпохи и поучаствовать в каком-нибудь сражении. Чтобы мечты осуществились, нужно для начала стать членом военно-исторического клуба или студии исторического танца.

В Беларуси таких клубов достаточно много. У каждого из них свое направление: Красная Армия или определенный батальон, полк или дивизия, вермахт или рыцари и т.д. Клубы существуют анонимно, иногда пересекаясь на общих мероприятиях. Идея собрать «военных и танцующих» в одно объединение пришла борисовчанке Анастасии Буцкевич, руководителю студии исторического танца «L'Empire».

Военно-историческая реконструкция впервые появилась в США и Великобритании в середине 1960-х годов.

– Юридический статус дает много возможностей, – объясняет Анастасия. – Руководителю действовать в интересах клубов в статусе объединения проще, чем физическому лицу. Мою идею поддержали члены других клубов Борисова и Минщины. Так в 2020 году и появилось «Историческое собрание».

Пикники, балы, сражения

Мероприятия в объединении проходят практически каждый месяц. Это могут быть пикники, поездки, вечера изучения исторических игр, балы, военные сражения и многое другое. Количество участников варьируется от 20 человек до тысячи. Опять же в зависимости от масштабности события. Бал, к примеру, собирает от 20 до 100 человек, военно-историческая реконструкция предполагает сотни, а для пикника достаточно и нескольких человек.

– Для того чтобы принять участие в любом культмероприятии, нужно соблюсти дресс-код. При выборе костюма или снаряжения  главное обратить внимание на эпоху, – рассказывает Анастасия. – Нужно знать этикет того времени. На бале (так говорить правильнее, на балу – более современный вариант) – правила поведения дам и кавалеров, правила приглашения на танец. И конечно, необходимо уметь танцевать. Для пикника нужно изучить сервировку стола, правила игр, в которые играли в то время. К примеру, в 1812 году это были крокет, серсо, бадминтон, карточные игры (не азартные).

– Для меня интересны военно-полевые выходы, – рассказывает Дмитрий Голубев, член клуба военно-исторической реконструкции «Азовский пехотный полк, 1812 год». – Они проходят независимо от поры года. Все современные гаджеты остаются дома. В поле мы разбиваем исторический «белый» лагерь, опять же все палатки шьются по архивам. Спим на соломе. Готовим еду в котелках. Надеваем военную форму тех времен. Проводим занятия по полевой подготовке. Несмотря на то, что мы участвуем больше в полевых выходах, есть же и мирное время. Поэтому разучиваем танцы, этикет. Блеснуть ведь можно не только в бою, но и на паркете. Таким образом, перемещаемся в другую эпоху.

– Основательно подходим и к военно-историческим реконструкциям. Как правило, они проходят на крупных официальных республиканских праздниках, фестивалях, – включается в беседу Павел Пастушков, член клуба реконструкции Великой Отечественной войны. – В Беларуси среди таких площадок для реконструкций – «Линия Сталина», исторические комплексы под Полоцком, Гомелем, в Могилеве, Борисове. Также для воссоздания боев используются полигоны, заброшенные здания.

От истории – к образу жизни

В клубы приходят те, кто любит историю родного края, историческую литературу, интересуется культурным наследием. Мы посещаем республиканские и международные фестивали реконструкции, участвуем в торжествах и военных событиях, чтобы приблизиться к культуре наших предков.

На территории бывшего СССР военно-историческая реконструкция появилась в начале 90-х гг. Самые крупные реконструкции в России – Куликовская и Бородинская битвы. В Беларуси это эпоха Наполеона и события Второй мировой войны.

Дмитрий: Первую реконструкцию вживую я увидел в 2002 году, а стал заниматься только в 2012. Искал информацию о единомышленниках, обзванивал музеи, библиотеки. Потом выбирал интересное для себя направление. С появлением соцсетей найти клубы военно-исторической реконструкции или те же танцевальные студии стало гораздо проще.

Анастасия: Я впервые попала на реконструкцию в 2011 году в Польше, а затем в Смоленске наблюдала за балом на траве и показом мод 1810-х гг. Классическая музыка и ампирные танцы меня настолько впечатлили, что я поняла: хочу этим жить. Когда звучит вальс, тебя приглашает кавалер, а ты не умеешь танцевать, чувствуешь себя не в своей тарелке. Спустя четыре месяца я открыла студию в Борисове и пригласила хореографа. Последнее осуществить оказалось очень сложно, исторические танцы на то время были малоизученными. Согласилась Антонина Голованова. И практически 10 лет мы работаем в тандеме.

Павел: В моей жизни решающую роль сыграла поездка в Брестскую крепость. Столько узнал нового и интересного. Именно с тех пор появилось желание стать членом клуба реконструкции времен Великой Отечественной войны. Мы вне политики – мы занимается военной историей. На своих и «противников» делимся по желанию еще на этапе вступления в клуб.

Недешевое удовольствие

Чтобы стать членом клуба или студии, необходимо обзавестись собственным обмундированием, снаряжением или светским комплектом. Это обязательно одежда из натуральных материалов. В простом магазине ее не купишь. Она эксклюзивна и не каждому по карману.

– Форму шьют для каждого индивидуально. Все костюмы воссоздаются по стандартам того времени. Ведь в зависимости от года могли меняться какие-то мелкие детали. И если в мужском костюме это не так заметно, то в женском даже очень, – объясняет Павел. – Информация собирается в архивах. В этом направлении в столице работают целые швейные мануфактуры. Т.е. они не просто отшивают костюмы, а проводят исследования, перед тем как приступить к дизайну того же платья или костюма. «На глаз» ничего не делается.

– Неподходящие комплекты бракуют. Поэтому купить где-то в  «секонде» не получится, – поддерживает коллегу Дмитрий. – Ведь портупея может оказаться слишком короткой, и во время смотра униформы перед баталией тебя просто не допустят к бою.

– То же самое касается и женских нарядов, – объясняет Анастасия. – Если вы придете на закрытый бал в шикарном платье, обуви, аксессуарах тех времен, а нательное белье у вас будет не историческое, а современное, реконструкторы вас раскусят вмиг. Силуэт вашей фигуры не будет соответствовать историческим канонам. Опять же, если ваше платье будет подозрительно блестящим, вас тоже могут не пропустить. Т.е. даже мелочи в этом деле важны. Поэтому перед каждым участием в бале фото костюма отравляется организатору мероприятия.

Ребята рассказали, что костюм времен Наполеона в зависимости от того, парадный он или повседневный, может стоить в пределах 700 рублей и выше. Мундир – 250 рублей. Платье женское на ампир – 250, на модерн – 500. А если прибавить обувь, аксессуары, нижнее белье, то суммы получаются внушительные. Неспроста в Европе это самое дорогое хобби. Но не стоит думать, что приобрести костюм нужно в одночасье. Иногда его собирают годами. Но при этом участвуют в реконструкциях, совершенствуя образ от мероприятия к мероприятию.

– Именно поэтому я остановился на образе простого пехотинца из Азовского полка, – откровенничает Дмитрий. – Костюм обошелся мне сравнительно недорого. Правда, мой статус не позволяет мне присутствовать на балах и светских мероприятиях. Могу находиться только вне зала.

Его величество балы

Бал – это особое событие. Чтобы попасть на общественный бал, для дамы достаточно надеть вечерний наряд в пол и обувь без каблука, для кавалера – светский фрак или парадный китель. На закрытых мероприятиях, как уже говорилось, все гораздо строже. Балы проводят в усадьбах, дворцах, замках. Строгие правила – попытка переместиться во времени с единомышленниками.

На протяжении последних четырех лет Анастасия является организатором и бальным распорядителем «Золотого осеннего бала» в Доме-усадьбе И.Х. Колодеева.

– На бале мы тоже развлекаем гостей играми, соответствующими этикету того времени. И, конечно же, танцуем. В перерывах обязателен фуршет. Бал длится от 4-х часов до бесконечности, – делится Анастасия. – К участию привлекаем детей.

Безусловно, чтобы попасть на бал, нужно уметь танцевать. Причем исторические танцы. Разучить их можно на бесплатных занятиях, которые студия проводит каждое воскресенье во Дворце культуры. Танцы не простые, танцевальная техника нарабатывается со временем.

Добро пожаловать!

В конце ноября общественное объединение «Историческое собрание» организовывает в Борисове конкурс-фестиваль бальных исторических танцев «Зеркала превращений» и приглашает на это мероприятие всех желающих. Оно пройдет с 21 по 29 ноября во Дворце культуры. Фестиваль приурочен к событиям на Березине 1812 года. В его рамках состоятся выставка костюмов швейной мануфактуры «Алл-стиль», выставка фотографий Аннушки Юхновец, танцевальные мастер-классы, детский бал и, конечно, конкурсный день, который завершится общественным балом.

– Нас часто спрашивают: неужели вы не наигрались в детстве? – признаются собеседники. – Это не игра. Это способ разукрасить взрослую жизнь. Это образ жизни, мышления. К тому же, «если не знать своего прошлого, не будет будущего». Вы согласны?

Анна МЕРКУШЕВИЧ
Фото из личного архива Анастасии БУЦКЕВИЧ и Аннушки ЮХНОВЕЦ

Короткая ссылка на новость: https://www.edinstvo.by/~ZtRC3

Архив сайта

Перейти